"1 мая в 3 часа 50 минут на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба сухопутных сил вермахта генерал пехоты Г. Кребс.
Германский военачальник заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для проведения переговоров о перемирии. Кребс также сообщил командующему 8-й гвардейской армии генералу В.И. Чуйкову, что Гитлер покончил жизнь самоубийством.
Для переговоров с Г. Кребсом в командный пункт армии прибыл генерал В.Д. Соколовский с приказом И.В. Сталина никаких переговоров, кроме как о безоговорочной капитуляции, не вести. Маршал Г.К. Жуков поставил перед немецким руководством ультиматум: дать согласие на капитуляцию к 10 часам утра.
Противник медлил с ответом. В 10 часов 40 минут советские войска открыли ураганный огонь по остаткам обороны центра Берлина. К 18 часам стало известно, что враг отклонил требование о безоговорочной капитуляции. Советские войска начали последний штурм центральной части города, где находилась имперская канцелярия.
Продолжались бои за рейхстаг. На лестницах и в помещениях главного здания борьба переходила в рукопашные схватки. Район рейхстага обороняли отборные части СС.
В этот же день войска 2-го Белорусского фронта овладели городами Штральзунд, Гриммен, Деммин, Мальхин, Варен, Везенберг – важными узлами дорог и сильными опорными пунктами обороны немцев. Советские войска продвинулись на 15–35 км и заняли свыше 400 населенных пунктов и 47 железнодорожных станций".
По материалам издания:
Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5).
Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии).
М.: Терра, 1995
Фото 1 - Мелитон Кантария и Михаил Егоров со Знаменем Победы
Фото 2 - Тяжелый советский танк ИС-2 у Бранденбургских ворот (1 мая 1945 г.; Автор фото – Виктор Антонович Темин; ГАРФ; Ф. 10140. Оп. 5. Д. 10. Л. 22)






















