Согласно нормам Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Закона) под специальной оценкой условий труда рабочих мест понимается единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По итогам проведения спецоценки для разных категорий работников устанавливаются классы и подклассы условий труда.
Результаты специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.
По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки.
Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении предыдущей оценки условий труда. Она проводится совместно работодателем и специализированной организацией, соответствующей требованиям ст.19 Закона и в соответствии с методикой проведения, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
Данная процедура с 1 января 2014 года обязательна абсолютно для всех работодателей, имеющих работников, без исключения, в том числе и для индивидуальных предпринимателей. Не нужно проводить спецоценку условий труда для надомников и работников, которые трудятся удаленно (ч.3 ст.3 Закона). При этом срок проведения плановой спецоценки зависит от того, была ли проведена до 2014 года аттестация рабочих мест.
Так, если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч.1 ст.17 Закона. При этом результаты аттестации рабочих мест могут использоваться в течение этого времени для целей специальной оценки, но не позже 31 декабря 2018 года.
Таким образом, все юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие в своем штате сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.
Несмотря на обязательность спецоценки, многие работодатели не спешат ее проводить. В связи с этим, разъясняю, что в силу ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ такое бездействие является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности в виде наложения административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; а на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.